С 24 ноября в прокат выходит новый фильм режиссера «Класса коррекции». В своей новой картине Иван Твердовский вновь обратился к теме непохожести, инаковости, отличия человека от остальных. Но если в своей первой игровой картине режиссер обращался к теме инвалидности, то в этот раз объект изучения более странен и необычен.
Наташа – немолодая и одинокая женщина, живущая с мамой и котом. Она работает в отделе снабжения городского зоопарка, и ее коллеги относятся к ней с презрением, считая ее старой девой, у которой в жизни не перспектив, ни любви, ни счастья.
У героини есть секрет, который делает ее непохожей на остальных. Это хвост, который возник как боль в копчике, а к утру вырос до немалых размеров. Впрочем, в поликлинике к появлению хвоста у женщины отнеслись с полным безразличием. Ни врача, ни рентгенолога снимки не впечатлили, зато по городу поползли слухи о женщине-чудовище с тремя хвостами.
Как и при просмотре «Класса коррекции», зрители «Зоологии» погружаются во все большую тоску и депрессию, наблюдая за разворачивающимися событиями. Вроде бы ничего страшного им и не показывают, но почему-то, чем дальше, тем мучительнее слушать бредни матери героини, рассказывающей «новости» из телевизора или от знакомых про антихриста, запад, другие «злободневные темы», видеть, как Наташа, такая милая и трогательная, курит у мусоропровода, а потом заливает предательский запах одеколоном, а также наблюдать другие, такие обыденные эпизоды из жизни провинциального города.
Появление хвоста вносит в жизнь героини оживление, но почему-то при просмотре этот необычный атрибут у зрителей также никаких положительных эмоций не вызывает — не в отношении самого фильма, а действа, которое они наблюдают. Хвост в интерпретации режиссера – не просто инородный предмет, показывающий инаковость человека, но и символ подавленной сексуальности Наташи. Одиночество героини является поводом для насмешек окружающих, и благодаря хвосту она своеобразно, но решает свои проблемы. Так, она знакомится с молодым мужчиной, а также использует хвост для самоудовлетворения (одной из самых ярких в фильме сцен является эпизод в ванне).
«Зоология» — картина своеобразная, и постепенно зрителю открывается та истина, которую пытался донести до него режиссер. Все герои, а не только Наташа, заточены в клетку, и эта клетка и есть тот быт, та обыденность, те устои, из которых складывается человеческая жизнь.